Как ездить по городу экологично | Greenpeace

Как ездить по городу экологично

справочник для жителя мегаполиса

#1

Советы водителям

Хотите сэкономить и внести посильный вклад в спасение планеты? Наши советы помогут вам снизить расход топлива: вы будете реже тратить деньги на заправках, а из выхлопной трубы вашего авто в атмосферу попадёт меньше веществ, вредных для здоровья, и углекислого газа, который влияет на изменение климата.

Взяв с собой хотя бы одного попутчика, вы уже используете машину вдвое эффективнее.
Многие по старой памяти долго прогревают двигатель, но современным автомобилям это уже не нужно.
Двигайтесь с постоянной скоростью, тормозите и ускоряйтесь плавно, переключайтесь на высокие передачи.
Меньше всего топлива машины расходуют при скорости около 60 км/ч.
Если нужно остановиться на несколько минут — выключите двигатель.
Чтобы не портить аэродинамику, лучше не открывать окна и не закреплять груз на крыше.
Наведите в машине порядок — лишние вещи делают машину тяжелее и увеличивают расход топлива.
Если в этом нет реальной необходимости, не пользуйтесь кондиционером и печкой.
Не забывайте вовремя подкачивать колёса (но не переусердствуйте).
Заранее планируйте свои поездки, чтобы не попасть в час пик и ехать оптимальным маршрутом.
#2

Экономия

Для некоторых машина — это показатель статуса. Но если вы более прагматичный человек, то автомобиль — одна из самых невыгодных инвестиций.

Ездить на машине дорого

Даже если автовладелец не тратит ни копейки на бензин, каждый год он теряет огромные суммы, потому что его машина неуклонно дешевеет.
По данным компании PWC, за три года легковые автомобили теряют 30–40% стоимости.
Если добавить к этому другие расходы, получается ещё грустнее. По сравнению с общественным транспортом, поездки на личной машине почти всегда очень невыгодны. Возьмём для примера типичный московский сценарий — когда человек живёт в спальном районе, а работает в центре.

Привет! Меня зовут Василий Яблоков. Я работаю в Гринпис и живу в Москве, в Бутово. У меня есть машина, но по городу на ней я практически не перемещаюсь — это неудобно и дорого.

Непредсказуемая дорожная ситуация в любое время суток и трудности с парковкой (даже платной) делают общественный транспорт гораздо более привлекательным для поездок по городу. К тому же для меня важно, что экологический след у общественного транспорта намного меньше.

Не у всех рядом с домом и работой есть метро, но мне повезло. За тот час, который я там нахожусь, можно сделать массу дел. Например, придумать калькулятор загрязнения воздуха разными видами транспорта, который вы увидите в следующей главе.

А вот сравнение того, как я добираюсь до работы на машине и общественном транспорте.

* Маршрут от дома до работы и обратно, передвижение по возможности, с учетом пробок и часов пик.

** Расход, цена на бензин, офис в зоне платной парковки внутри ТТК (можно найти место во дворе, но это большая удача и занимает очень много времени, может быть далеко от офиса). Для метро расчет одной поездки по тарифу 60 поездок по карте Тройка.

***Расчет выбросов от выработанной на электростанции энергии, затраченной на поездку.

#3

Пробки

Но что если вам очень нравится ездить на автомобиле и вы готовы за это переплачивать? Даже в этом случае вам очень выгодно, чтобы в городе развивался общественный транспорт.

Автомобилисты — тоже пешеходы

По результатам опроса сторонников Гринпис России, 62 % пользуются общественным транспортом несмотря на то, что у них есть личный автомобиль. Если уж вы в любом случае так часто им пользуетесь — хорошо бы сделать его современным и удобным!

Новые дороги — тупиковый путь

При этом в российских городах невозможно построить столько дорог, чтобы на них рассосались все пробки. В европейских городах на каждый автомобиль приходится 100 кв. м дорожного полотна, в Сингапуре — 80. Этого хватает для более-менее комфортной езды. В Москве на каждую машину всего 28 кв. м дорог. Если построить второй МКАД с 10 полосами и такой же длиной, будет 29 кв. м.

Общественный транспорт помогает всем

Но даже если ваша нога не ступит в автобус ни при каких условиях — общественный транспорт всё равно работает на вас, потому что он очень эффективно разгружает дороги. А это сейчас актуально, как никогда — 18 апреля 2018 года сервис «Яндекс.Пробки» впервые в истории оценил заторы в Москве в максимальные 10 баллов (по шкале «Яндекса» это значит, что идти пешком было быстрее, чем ехать на авто).
Автобус может вместить столько же людей, сколько 20 битком набитых легковушек, а места на дороге занимает намного меньше. Чем лучше в городе развит общественный транспорт, тем меньше в нём пробок!
#4

Здоровье

Тем, кто работает в офисе, приходится часами сидеть в одной позе за компьютером или на совещаниях, что очень вредно. Если дорога до работы и обратно добавляет ещё пару часов в кресле автомобиля, проблема становится ещё серьёзнее. «Профессиональные болезни» у автомобилистов очень неприятные — простатит, геморрой, бесплодие.

Бесплатный фитнес

Хотите остаться здоровым? Можно регулярно ходить в спортзал… или просто добираться до работы не на авто. Если вы пользуетесь общественным транспортом, то путь до остановки заменит вам часть кардиоупражнений. Если можете ездить на работу на велосипеде — ещё лучше. Это кажется таким банальным, но работает — даже 20 минут минимальной физической активности в день лучше, чем ноль. Тем более, если эта активность происходит сама собой.

Куда пойти гулять

Гулять лучше, конечно, не вдоль загазованных шоссе, а по зелёным улочкам. Найти лучшие маршруты поможет приложение Walkstreets, часть данных для разработки которого передал Гринпис России. Это приложение умеет прокладывать путь по улицам с самым чистым воздухом, самым тихим или самым зелёным улицам. Пока Walkstreets работает только в Москве, однако разработчики планируют запустить его и в других городах.
#5

Пассажирские лайфхаки

Если пользоваться общественным транспортом правильно, с его помощью можно сэкономить ещё больше времени и денег. Некоторые лайфхаки очевидны: например, покупать проездной выгоднее, чем билеты на одну поездку, или маршрут надо строить с минимальным количеством пересадок. Но есть и более хитрые моменты:

Проездной для самых хитрых

Например, если вы живёте в Москве и можете добраться до работы на наземном транспорте, не спускаясь в метро, то поездка может стоить всего 19,9 рублей. Для этого нужно купить проездной ТАТ на 60 поездок. Это почти на 10 рублей дешевле, чем при покупке единого проездного на 60 поездок, который включает в себя и метро.
Разобраться, какой проездной подходит вам, можно на специальной странице сайта московской мэрии. Похожая информация есть и на сайте администрации Санкт-Петербурга.

Мобильные приложения для пассажиров

Выжать из общественного транспорта максимум помогут приложения для смартфонов. И это не только «Яндекс.Карты» и «Яндекс.Транспорт», но и, к примеру, приложение Citymapper, которое рассчитывает для москвичей и петербуржцев стоимость поездки, в реальном времени показывает, где сейчас едут ваши друзья и сколько велосипедов доступно на ближайших точках проката.
#6

Экология

Загрязнение воздуха — одна из самых волнующих экологических проблем для жителей крупных российских городов. По данным социологического исследования, которое компания Kantar TNS провела для Гринпис России в 2017 году, за три месяца до опроса на неё обращали внимание 69% респондентов.

Загрязнение воздуха угрожает здоровью и жизни

В России загрязнение воздуха приводит к 80 000–140 000 преждевременных смертей ежегодно (около 5–7 % общей смертности). По данным доктора медицинских наук профессора Бориса Ревича, 50–60 % этих преждевременных смертей связано с загрязнением воздуха транспортом (в Москве это от 5 000 до 7 000 тысяч ежегодно).

Выхлопные газы отравляют жителей мегаполисов

В большинстве крупных городов России главным источником загрязнения воздуха является транспорт. На него приходится 80–90 % всего загрязнения воздуха. В Москве в 2016 году эта доля составила 94 %.

Посчитайте сами

Оцените, насколько меньше вы можете загрязнять воздух своего города, если вместо личного автомобиля будете ездить на общественном транспорте.
#7

Следующая остановка — чистый воздух

Надеемся, что эти советы показались вам полезными! И это лишь часть проекта #ГринписВоздух, цель которого — чистый воздух в крупных российских городах, где основным источником загрязнения являются именно выхлопы от транспорта.

В рамках этого проекта мы:

проводим исследования качества воздуха с помощью тех же приборов и инструментов, которые использует Гринпис в Европе.
заказываем у учёных доклады, которые показывают, как сильно можно снизить выбросы вредных веществ, и что для этого нужно делать.
организуем просветительские мероприятия, на которых выступают российские и зарубежные специалисты.
ведём переговоры с властями крупных российских городов и убеждаем их развивать доступный общественный транспорт и инфраструктуру для пешеходов и велосипедистов.
Мы можем делать всё это благодаря тому, что такие люди, как вы, поддерживают Гринпис России своими пожертвованиями. Общими силами мы можем сделать воздух наших городов чистым!